Громкое убийство в музыкальной среде: задержан сотрудник консерватории

Жертва – пианист, специалист оркестра Спивакова

Следственный комитет РФ переквалифицировал уголовное дело против работника Московской государственной академической консерватории Ильи Чалых, в квартире которого умер пианист Никита Куклин, с 109 ст. УК РФ «причинения смерти по неосторожности» на 105 ст. УК РФ «убийство».

Жертва – пианист, специалист оркестра Спивакова

Смерть Куклина, сына известного кардиохирурга, стала шоком для музыкального мира Москвы. И Чалых, и Куклин вместе организовывали концерты и крепко дружили. 

Илью задержали во вторник в здании СК, куда он пришел на предъявление обвинения. Басманный суд столицы 30 сентября 2020 года изберёт ему меру пресечения.

Накануне своего задержания Илья Чалых признался обозревателю «МК», как все было на самом деле.

Напомним, что трагедия произошла 31 августа 2019 года в Москве. В квартире руководителя региональных концертных проектов Московской государственной академической консерватории Чалых в тот вечер были его товарищ, музыкант Сергей, и четырёхлетняя дочка (Илья в разводе с женой и взял малышку на выходные).

Уже поздно вечером к Илье пришёл еще гость - ведущий специалист Национального филармонического оркестра России под управлением Спивакова, пианист Никита Куклин. По словам Сергея и Ильи, Никита сильно напился и стал вести себя неадекватно, в частности, бросал телефон в ребёнка. Услышав шум, дедушка девочки (он живет в соседней квартире), забрал ее себе.  Куклина кое-как успокоили. А наутро выяснилось, что Никита мертв.  

- Для меня это трагедия, которую даже описать словами трудно, - рассказывает Илья. - Я познакомился с Никитой летом 2017 года. Он работал в Доме музыке в оркестре Спивакова. Я на тот момент работал в московской филармонии, и мы вместе занимались гастролями оркестра: он общался с солистами, дирижерами, а я отвечал за техническую часть (покупку билетов, логистику и все прочее). Потом мы начали общаться в нерабочее время. Два лета подряд – в 2018 и 2019 годах - ездили отдыхать вместе с моими и его друзьями. Я потерял друга. 

- Виноватым вы себя не считаете?

- Нет. Понимаете, когда я уложил его спать, он дышал. Я лег спать рядом, на тот же диван. И только наутро я увидел, что он плохо выглядит, и вызвал скорую. Пульс был нитевидный, слабый. А когда приезжала скорая, медики сказали: «Чуть-чуть не успели». Я был в шоке. Это такая нелепая трагичная случайность. 

- Как отреагировал мир музыки на трагедию?

- Импульсивно. Эмоционально. Никиту знали многие из тех, кто работает в музыкальной сфере. И меня многие знают. Так что в музыкальном мире был большой шум.  

- Вас изначально подозревали?

- Нет. Но потом следователь сказал: либо 109-я статья УК «убийство по неосторожности», либо 111-я «умышленное причинение тяжкого вреда», которая предполагает наказание до 15 лет. Я  признался, что держал друга за плечи, и рука могла соскользнуть, а это могло привести к трагедии. 

Папа Никиты Андрей Куклин – известный кардиохирург – не может смириться с утратой. Он не согласился со 109 статьей. В итоге дело передали в центральный аппарат СК.  Две недели следственная группа изучала дело и решила, что это было убийство группой лиц по предварительному сговору.   Мои коллеги, друзья - все, кто меня знает, не верят, что я мог это сделать. Поддержка моральная от них всех есть, но поможет ли она? 

- Мы все вращались в одном музыкальном кругу, - рассказывает мама Ильи, сотрудница оркестра, где работал погибший Никита.  -  Илюша дружил с Никитой. Так что смерть Никиты - общее горе. Первая экспертиза показала, что на теле есть синяки, ссадины, но угрозы жизни они не представляют, поскольку внутренние органы не повреждены. Она ставила под вопрос причину смерти – асфиксия или алкогольное опьянение? 

По словам защитника Антона Пивоварова, уголовное дело по 109 УК уже дошло до стадии ознакомления с материалами. Еще немного – и его рассмотрел бы суд.  

И вдруг это бытовое преступление, которое расследовали в районном территориальном органе, забирает центральный аппарат.   

- Обычно преступление, повлекшее за собой смерть человека, предусматривает суровое наказание, - говорит юрист-правозащитник Иван Мельников. - Но статья 109 Уголовного Кодекса является исключением, ее санкции не предусматривают строгого наказания. Обусловлено это тем, что причинение смерти вследствие неосторожности - деяние, не представляющее серьезной общественной опасности, в отличие от преступлений, которые носят умышленный характер.

Понятно, что человек, который случайно причиняет другому вред, а после раскаивается, не будет идти на повторное совершение правонарушения. Наиболее распространенными случаями такого преступления является убийство человека в драке. Когда один друг нападает на другого, а второй, отбиваясь, пытается в процессе борьбы урезонить напавшего и при этом случайно применяет чрезмерную физическую силу, что приводит к летальному исходу - это явно непреднамеренное деяние и, согласно нормам УК РФ и судебной практике, должно квалифицироваться как "убийство по неосторожности". Очень странно, что это дело переквалифицировали.

Получить комментарии у следствия пока не удалось. Илью увезли в ИВС, где он проведет ночь. Друзья провожали автозак с возгласами: «Теперь мы лишились не одного, а двоих музыкантов». 

Читайте также: Фургал и Сафронов начали слепнуть в «Лефортово»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру